Архив |
|
|
Введение
------------Путь Изгнания
----------- План
Возвращения
ПУТЬ ИЗГНАНИЯ
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо
его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай
в Эдеме на востоке и поместил там человека, которого создал. И произрастил
Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи,
и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Эдема выходила
река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. (Быт. 2,7-10)
В третий день земля, по воле Бога, породила растительный мир, а в шестой
день земля породила животных. Земля, участвуя в создании человека, передала
ему растительную и животную основу. Самим Творцом заложена в человеке
возможность единства Бога и человека, духовного, растительного и животного
мира. После сотворения образа человека началась стадия исполнения замысла
по созданию всего живого на уровне Божественного Проявления, который далее
называется Господь Бог. Последовательность исполнения Божественных повелений
такова, что исполнение начинается с последнего повеления и кончается первым,
как будто Исполнитель стоит лицом к Богу и движется по ступеням (исполняя
повеления) к Нему.
Вдохнув в человека дыхание жизни, Господь Бог передал человеку частицу
Себя, но насколько великой была эта частица можно судить по тому, что
она дала человеку не только пророческие свойства: провидя сущность животных
и птиц, он давал им названия, но и приобщила его к творчеству. Таким образом,
природа человека тройственна: животная и растительная основа передана
землей, а духовная основа – Господом Богом. Вся жизнь человека есть история
борьбы: сначала духа и животной основы, а далее духа и человека. Дух Господень,
как искра огня, может тлеть, погребенный под грехами человеческими, а
может разгореться в яркое пламя, которое будет светить не только самому
человеку, но и другим людям. Пророческий дух был дан многим людям, но
у большинства он погас, так и не превратившись в свет для народа, а у
кого он становился пламенем, то его другие старались погасить как можно
быстрее – уж слишком больно жгло оно людей грешных.
Обратим внимание на то, что в центре сада растут два главных дерева –
дерево жизни и дерево познания добра и зла. Мы знаем, что для растений
необходимы вода и свет. Свет Бог сотворил в первый день, а воду деревьям
давала река, которая полноводно текла только в Эдеме, а за ним она разделялась
на четыре реки. Мы знаем, что свет есть истина, а как пользоваться этой
истиной во благо людей дают духовные и нравственные законы, источником
которых является Бог. Эти законы определяют духовный путь человека, которым
определяется и вся жизнь. Жизнь в Эдемском саду поддерживала река, которая
не только орошала сад, но и служила духовным источником для всей земли.
Разделение после Эдема этого духовного источника на четыре реки говорит
о том, что полнота духовной истины, существовавшей в Эдеме, за пределами
его, в мире, распадется на четыре духовных течения. Каждое из них в отдельности
будет неполно и бессильно, и только на пути Возвращения, слившись вместе,
в одно течение, они дадут людям возможность получить духовную силу для
познания добра и противостояния злу. Только после слияния в единое духовное
течение, по воле Бога, люди могут обрести первоначальную духовную близость
к Господу и получить доступ к дереву жизни.
Сотворив человека, Бог дал ему власть над рыбами, птицами и другими животными,
но не дал ему власти над себе подобными, не дал власти одним людям над
другими.
И сказал Бог: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая
есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий
семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным,
и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я
всю зелень травную в пищу. И стало так.
(Быт. 1,29-30)
Итак, Бог создал растительный мир и сказал, что это хорошо, морских животных
и птиц, наземный животный мир и людей. Обратим внимание на то, что порядок
действий, расположения предметов, перечислений в Священном Писании чрезвычайно
важен, так как он отражает степени важности или близости, характер отношений
и другие стороны взаимодействия Бога и растительного и животного мира,
Бога и человека, Бога и народа. В дальнейшем, в Писании мы найдем этому
многочисленные подтверждения.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (Быт.
1,31)
На этом период творения закончился и наступил период воплощения замысла.
Эта задача была выполнена уже на другом уровне Божественного проявления.
И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в
саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь
Бог человеку: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания
добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него,
смертью умрешь».Быт. 2, 15-17)
Таким образом, первому человеку, мужчине, была дана свобода воли и единственная
заповедь: запрет есть плоды дерева познания добра и зла, так как труд
в Эдемском саду не был ему заповедан, а являлся естественной стороной
жизни и был первому человеку в радость. Учитывая, что сам человек был
создан из пыли земной, то «возделывать его», развивать – значит изменять
и себя, подчинять животное начало в человеке духовному, а ухаживать за
растениями – значит развивать и совершенствовать познание истины при главенстве
духа, ибо дух был дан Господом Богом.
Обратим внимание, что только что созданному человеку поручено «возделывать»,
то есть развивать и хранить творение. Вот и сейчас перед человечеством
стоит задача – вернуться на духовный уровень Адама, чтобы развивать и
хранить Божественное творение.
Но, как известно, каждый запрет связан с искушением его нарушить, поэтому
дальнейшее творение человека состояло в его воспитании. Между человеком
и Богом могут сложиться различные отношения:
а) добровольное взятие на себя выполнения заповедей. То есть человек идет
навстречу Богу - значит, в человеке главенствует дух;
б) принуждение человека к выполнению заповедей путем поощрений (благословений)
и наказаний (проклятий). В этом случае человек может выполнять их под
страхом наказания, относится равнодушно к их исполнению или сознательно
противиться – значит, главным в нем является животная основа. Причиной
падения человека явилось то, что на некоторое время животная основа человека
возобладала над духовной. Этим мгновеньем и воспользовался змей, такая
же тварь, созданная землей и отданная под власть человеку. Вот начало
борьбы за власть над миром, какое начало будет главенствовать над миром
- духовное или животное.
И сказал Господь Бог: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим
ему помощника, соответственного ему». (Быт., 2, 18)
Женщину Господь Бог творит в помощники мужчине!
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных,
и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как
наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым;
но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул,
взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог
из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек:
«Вот, это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться
женою, ибо взята от мужа своего». (Быт., 2,19- 23)
Откуда же взял человек знание сущности животного мира, чтобы имена,
данные им животным, выражали всю глубину их природы? Именно в этом случае
и проявилась истина в Духе Господнем, данном человеку, и родство его с
растительным миром, питавшимся первозданным светом, светом истины.
Человек дает имена животным в определенном порядке, который свидетельствует
об определенной их иерархии по родам. Эта иерархия возникла с момента
их сотворения и определяется следующей последовательностью в порядке убывания
уровня: человек – скот – птицы – звери. Однако, надо иметь ввиду, что
человек этот, в данном случае Адам, находится на очень высоком духовном
уровне. Все живое, а также предметы и явления материального мира в отношении
мира духовного, разбивается на уровни, и эти уровни учитываются не только
в жертвоприношениях, но и другими законами и постановлениями.
Господь Бог, создавая человека, дал ему свойство сомнения, потому что
без него нет познания и нет творчества, а человек создавался как помощник
в творении. Это свойство сомнения может быть даром, когда оно служит познанию
и духовному развитию, но может быть и проклятием, когда оно овладевает
человеком, искажает истину, и человек руководствуется им.
Обратим внимание на то, что Господь Бог сначала предложил человеку выбрать
себе помощника среди животных, а когда человек не нашел его среди них,
тогда только Господь Бог занялся творением. Также, в сказанном человеком
о женщине, говорится о кости и плоти, но отсутствует упоминание о духе,
часть которого она взяла от мужчины.
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И
сказал змей жене: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева
в раю?» И сказала женщина змею: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов
дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к
ним, чтобы вам не умереть». (Быт., 3, 1-3)
Почему же змей обратился к женщине? Потому, что в мужчине был более
силен Дух Божий, он был человек духовный, и он не поддался бы на хитрость
змея, а в женщине преобладала животная основа и, по своей природе, она
была ближе к змею, чем мужчина. Вот почему змей посеял в душе ее сомнение
в отношении целей Господа Бога.
И сказал змей жене: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день,
в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги,
знающие добро и зло». И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что
оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов
его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. (Быт. 3, 4-5)
Но, как оказалось, путь к мудрости состоит не в нарушении Божественной
воли, не в разрушении творения, а в следовании воле Творца, но прошедшие
тысячелетия так и не научили людей этому. В основе человеческого поиска
«мудрости» лежит расчленение, разрушение духовных истин, а в основе познания
– разрушение материального мира.
Нарушение запрета явилось причиной первой мировой катастрофы, катастрофы
материальной и духовной, которая привела к замене сознания мира в человеке
на сознание себя в мире. Если раньше люди осознавали весь мир в единстве,
то падение родило в людях новые чувства, постоянные спутники греха, такие
как страх и стыд. Сознание Адама пало с духовного уровня на уровень животный,
и он, почувствовав в себе животную сущность, устыдился этого и опоясался
листьями. Единство мира было разрушено. Человечество (в лице Адама и Евы)
совершило смертный грех, и на пути Возвращения, человек же, с помощью
Господа, должен этот грех искупить. Вернуться в первородное духовное состояние
близости к Богу, единства мира, человека и Бога можно только путем очищения
человечества и искупления греха его прародителей. И сказал Господь Бог
женщине:
Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь
рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать
над тобою. (Быт., 3, 16)
Женщина, созданная «кость от кости» и «плоть от плоти» мужчины, в результате
грехопадения была отдана в еще большую власть мужчины.
Адаму же сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и
ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «Не ешь от него», проклята
земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
тернии и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из
которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
(Быт., 3, 17-19)
Почему же Господь Бог сказал: «… проклята земля за тебя, …» ?
Господь Бог не мог проклясть Адама, так как его благословил Бог, поэтому
Господь Бог проклял землю, из праха которой были созданы растения и животные,
змей в том числе, и из праха которой был создан Адам. Таким образом, прах
земной стал животной основой человека, а дух Божий – духовной. Когда женщина
принесла красивые плоды, в человеке победило животное, оно подчинило себе
дух. Это и есть первородный грех – главенство животного начала над духовным.
С тех пор этот грех прочно укоренился в человеке. Он стал основой существования
человека, народов и всего человечества. Важнейшим проявлением этого греха
является стремление к власти человека над человеком, народа над народом.
Эта власть может иметь различную форму – военную, экономическую, финансовую
и т.д., но сущность ее остается той же.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать
землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада
Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к
дереву жизни. (Быт., 3, 23-24)
Изгнав Адама из райского сада, Господь Бог не сказал, что Адам никогда
больше не попадет в Эдем. Сказано лишь, что Адаму, вместо того, чтобы
возделывать сад и хранить его, пришлось пойти обрабатывать землю, из которой
он был сделан, то есть он должен был совершенствовать себя: подавлять
свою животную основу и укреплять духовную.
Теперь человека ожидал тяжкий труд и лишения на проклятой из-за него земле
и, в конце пути, смерть. Именно в это время люди начинают совершать жертвоприношения.
В основе института жертвоприношения лежит единство духовного и материального
мира и положение человека, как гражданина двух миров. Если в начальный
период они имели своей целью воззвание к Богу, обращение с просьбой к
Нему, выражение благодарности, то во время становления народа Израиля,
жертвоприношения поднимаются до покаяния и очищения от греха, ослабления
животного начала в человеке и возвышения духа.
Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и
сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля.
И был Авель пастырь овец, а Каин земледелец. (Быт., 4, 1-2)
Ева, родив Каина, так была восхищена, что сочла это подарком от Господа.
Но, как мы знаем, Ева не отличалась пророческим даром, ошиблась она и
в данном случае. Господь, дав человеку свободу воли, не вмешивается в
рождение, по крайней мере, первого сына. Каин был красивый и сильный,
и он выполнил повеление Господа и, как Адам, стал возделывать землю. Каин,
как первенец, является духовным наследником Адама и несет на себе все
благословения, данные Богом человечеству. То, что в Писании нарушен порядок
повествования и сначала говорится о занятии Авеля, а потом - первенца
Каина, говорит о том, что Авель духовно был намного богаче Каина.
Проклятие, ниспосланное на землю, очень быстро вернулось к человеку: Каин,
видя, что Господь принял жертву его брата Авеля, пасшего овец, а его дары,
в виде плодов земли, не принял, опечален и рассержен.
Пастушество, в духовном плане, в древнем мире стояло выше земледелия,
так как пастух, во-первых, заботился о других живых тварях и, во-вторых,
у него было больше времени для размышлений о мире, в то время как труд
земледельца почти не оставлял ему свободного времени. Поэтому, когда сначала
жертву принес Каин, как первенец, и его жертва не была принята, тогда
Авель выбрал лучшее из стада своего и принес с чистым сердцем, что и было
принято.
По своему статусу жертва Каина (растительная) выше животной жертвы Авеля,
но главным в жертвоприношении является духовное состояние человека, приносящего
жертву. Жертвоприношение выражает уверенность человека в духовно-материальном
единстве мира. Он жертвует материальное, чтобы усилить свою духовную сторону,
но результат зависит от искренности и глубины этого обращения к Господу.
Каин сильно огорчился и поникло лице его. И сказал Господь [Бог]
Каину: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь
доброе, то не подымаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей
грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт.,
4, 5-7)
Господь пытается остановить его, но Каин уже глух к увещеваниям. Господь
дал человеку свободу выбора, и, в данном случае, Господь, показывая Каину
два пути: путь праведности и путь греха, дает ему возможность осознать,
к чему может привести его поведение: поддавшись греху, становишься рабом
его. Господь пытается пробудить дух в Каине, помочь ему, дает человеку
новую заповедь – твори добро, и предупреждает его, что если он не пойдет
по пути добра, то рано или поздно он станет на путь греха. К чему приводит
грех, Каин мог видеть на примере своих родителей Адама и Евы. Свобода
воли для того и дана человеку, чтобы он мог выбрать себе путь и «господствовать
над грехом».
Но, даже согрешив, есть еще возможность покаяться, но для этого человек
должен преодолеть власть греха, должен господствовать над ним. Покаяние
возможно лишь тогда, когда дух снова подчинит себе животное, живущее в
человеке. Но, тщетно, грех уже овладел Каином, и первое убийство произошло.
Конечно, Каин не знал, что такое смерть. Он ударил Авеля и ушел, и результатом
стала первая смерть человека.
Проклят был землею Каин, но с тех пор убийство прочно поселилось среди
людей. Если грех Адама и Евы привел к изгнанию из рая, но их общение с
Господом не прекратилось, то грех Каина привел к изгнанию людей от лица
Господня, что явилось второй мировой духовной катастрофой. Духовной катастрофой
потому, что грех Каина отбросил от общения с Господом также Адама и Еву.
Люди становились все дальше и дальше от Бога, и их подверженность греху
усиливалась. Каин же был наказан еще более сурово: был изгнан со своей
земли, стал скитальцем. Какое значение имело для людей того времени общение
с Господом, показывают слова Каина:
Наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь
меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем
на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь
[Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. (Быт. 4, 13-15)
Слова Каина свидетельствует о том, что общение с Господом, «видеть лице
Господне, стоит всего, даже близости родителей, которых Каин также должен
был покинуть! И память об этой близости к Богу жила во всех следующих
поколениях. Эта память жива и сейчас, и она дает людям надежду и силы,
чтобы обрести это состояние вновь.
И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится
всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись
с ним, не убил его. (Быт., 4, 15)
За Каина должно было «отмстится всемеро», потому что Каин до своей смерти
оставил еще шесть поколений потомков. Важно отметить, что каиниты прошли
через потоп в лице Ноемы, жены Ноя. Таким образом, семья Ноя несла в себе
черты двух ветвей человечества: ветви Каина и ветви Сифа.
Каин был изгнан, и проклятие ушло с ним.
И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток
от Эдема. (Быт., 4, 16)
Таким образом, Каин поселился на востоке от Эдема, в отличие от Адама
и Евы, которые жили с западной стороны. Убийство Авеля духовно раскололо
человечество на две ветви, которые должны соединиться лишь при искуплении
греха Каина.
Вскоре у Каина родился сын, и далее от него произошли скотоводы, строители,
музыканты и бронзовых и железных дел мастера. Ветвь Каина, первенца Адама,
несла на себе благословение, данное ему, и оно проявлялось в наличии творческого
начала у его потомков.
Но проклятие жило в этом народе, и в седьмом поколении от Адама один из
потомков Каина, став невольным его убийцей, Ламех, сказал своим женам:
Послушайте голоса моего, жены Ламеховы! Внимайте словам моим:
«Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро,
то за Ламеха в семьдесят раз всемеро». (Быт., 4, 23-24)
Ветвь Каина оставалась на земле, но проклятие всегда сопровождало их,
какие бы могучие цивилизации они не создавали. Склонность к убийству и
человеческим жертвоприношениям превышала «меру зла» и он исчезали, по
историческим меркам почти мгновенно.
И познал Адам еще Еву, жену свою, и она родила сына, и нарекла
ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо
Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя
Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]. (Быт., 4, 25-26)
Обратим внимание, что люди стали поклоняться Господу, когда на земле стало
более двенадцати мужчин. Именно в это время зародилось коллективное сознание
человечества, и оно разбудило сознание отдельных людей. Результатом взаимодействия
коллективного сознания и сознания отдельного человека и стало обращение
к Господу уже на новом уровне. Коллективное сознание обладает огромным
созидательным и разрушительным потенциалом, а какая из этих тенденций
развития возобладает во многом зависит от каждого отдельного человека.
После этого у Адама родились другие сыновья и дочери.
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали
их себе в жены, какую кто избрал. (Быт. 6, 1-2)
Была нарушена сама основа Творения: началось смешение духовного и материального
мира. Пришедшие на землю учить людей, сыны Божьи, опустившись до людей
и презрев законы Господни, смешались с людьми и принесли им знания, к
принятию которых люди еще не были готовы. Эти знания люди стали использовать
во зло себе.
И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на
земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце
Своем. (Быт. 6, 5-6)
Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]. (Быт. 6, 8)
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной
ходил пред Богом. (Быт. 6, 9)
И сказал Бог Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля
наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли».
(Быт., 6, 13)
За что же Господь решил уничтожить все живое на земле и, прежде всего,
людей?
За дела, слова, мысли и чувства: «наполнилась земля злодеяниями», «все
мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», и, как результат:
«всякая плоть извратила путь свой на земле».
Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
И воззрел Господь Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть
извратила путь свой на земле. (Быт. 6, 11-12)
Ввиду чрезвычайной важности вопроса, рассмотрим более подробно грехопадение
людей.
Адам и Ева (два человека, в данном случае эквивалентны всему человечеству)
сознательно совершили смертный грех, так как Господь предупредил их:
«а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день,
в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Быт. 2, 17)
Совершение греха и отсутствие раскаяния вызвало изгнание из рая и проклятие
земли – первую мировую духовную катастрофу.
После рождения Каина и Авеля и убийства Авеля, три человека из четырех
оказались поражены смертным грехом (Адам и Ева не раскаялись, и, следовательно,
грех остался на них), что вызвало новое проклятие и изгнание их от лица
Господа. Это вторая мировая катастрофа. Человеком была пролита кровь человека,
поэтому при Возвращении этот барьер может быть преодолен только добровольной
жертвой человеческой во искупление греха Каина и очищение человечества
(в целом) от грехов.
После того, как Божьи сыны стали брать дочерей человеческих себе в жены
и принесли людям знания, которые они стали использовать во зло, и стала
«земля растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле», путь
к цели Творения жизни на земле оказался нарушенным и Господь сказал:
«Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека
до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал
их». (Быт. 6, 7)
Таким образом, люди своими прегрешениями вызвали новую, третью мировую
духовную катастрофу. Но, в отличие от двух предыдущих, в этом случае человечество
было почти уничтожено, и уничтожено по воле Бога.
Происхождение человечества от Ноя, Бог рассматривал как сотворение нового
человечества на новой, чистой земле. Об этом говорит следующее: первый
лист, принесенный голубем, был масличный, но именно елеем освящают всегда
новые храмы; Бог, также благословил человечество и заключил с ним новый
Завет; так как при сотворении мира, плодовые деревья были созданы в третий
день, то после потопа людям было разрешено есть плоды только на четвертый
год.
Для существования человечества чрезвычайно важно знать то критическое
число, то отношение людей со смертным грехом к численности человечества,
при котором наступает духовная катастрофа. Причем, остальные люди также
предполагаются грешниками.
Первое указание на существование такого числа находим у Захарии:
И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут
истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть
в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото
… . ( Зах. 13, 8-9)
и, если учесть, что две трети это 0,666, то можно предположить, что число
666, фигурирующее в различных апокалиптических откровениях, (так называемое
число зверя) является неправильно записанным числом 2/3, определяющим
условие осуществления следующей мировой катастрофы. Обратим внимание,
что это условие исходит из того, что на земле высшее духовное учение –
Иудаизм. Как только человечество поднимается на новую духовную ступень,
это число изменяется. Таким образом, следующая мировая катастрофа (если
она состоится), как и предыдущие, будет делом рук человеческих, а Господь
придет судить род людской за то, что опять жизнь на земле будет загублена.
Воды потопа покрыли землю
И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы,
и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что
имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. (Быт., 7, 21-22)
Отсюда видно, что развращение людей на земле было таково, что человек
среди всего живого опустился на последнее место, даже после «гадов, ползающих
по земле». Необходимо отметить, что гнев Бога не коснулся растительности
на земле и животных в морях.
Когда воды потопа, покрывшие землю, стали убывать, ковчег остановился
«на горах Араратских».
Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого
месяца показались верхи гор.
По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил
ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли] который, вылетев, отлетал
и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя,
чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя
для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности
всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь
возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту
у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней
других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. (Быт.,
8, 5-12)
После того, как ковчег остановился, и земля начинает освобождаться от
воды, очищающей ее от скверны греха, все действия Ноя являются духовным
провозвестием будущей судьбы его потомков. Начинается, как бы заново,
сотворение мира, где Ной является представителем Господа. Сначала Ной
выпускает ворона, что символизирует будущее Вавилонское рассеяние, последний
этап Изгнания человечества, когда было разрушено единое духовное состояние
его и оно, распавшись на народы с разными языками, рассеялось по земле.
Затем Ной выпускает голубя, который является символом Духа Божия. В первый
раз «голубь не нашел места покоя для ног своих» и возвратился в ковчег.
Вспомним, что Господь в первый раз даровал Духа Святого семидесяти старейшинам
Израиля, и стали они пророчествовать, но затем Дух был ими утерян. По
своему духовному развитию они не смогли сохранить его, потому что они
сами еще не были очищены до конца: процесс очищения еще продолжался, «ибо
вода была на поверхности всей земли». Проходит время (семь дней), и Ной
снова выпускает голубя из ковчега. Следующий раз голубь отсутствовал целый
день, до вечера, и прилетел с масличным листом. Второй раз Дух Святой
был дарован Господом ученикам Иисуса Христа в Иерусалиме и пребывал на
них «до вечера», то есть до тех пор, пока ошибки христиан не увели их
с пути истины. «Ной узнал, что вода сошла с земли», то есть христианство
родило много духовно чистых людей, высокой праведности (во рту был масличный
лист). Можно оценить, что время «вечернее» примерно соответствует полутора
векам. Третий раз Ной выпускает голубя, и он не возвращается, значит,
в третий раз Дух Божий снизойдет на людей, которые по духу и истине будут
готовы сохранить его. Эти три нисхождения Духа Святого на людей связаны
с первыми тремя этапами Возвращения, провозвестниками которых были патриархи
Авраам, Исаак и Иаков.
Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого
месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел,
и вот, обсохла поверхность земли. (Быт., 8, 13)
Ноев ковчег является прообразом Святилища Скинии Собрания: он имеет три
отделения (Святое, Святое Святых, Ковчег), три входа: дверь, окно и поднимающуюся
крышу, и распределение тварей по чистоте в этих отделениях.
Когда сказал Господь Бог Ною выйти из ковчега, Ной вышел с сыновьями,
затем вышли жены, все звери, скот, гады и птицы.
Потоп уничтожил первое коллективное сознание человечества, но праведность
Ноя и беспрекословное подчинение воле Бога спасло его с семьей.
И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь,
и наполняйте землю и обладайте ею». (Быт. 9, 1)
Бог благословил людей и распространение их по земле, сделал подвластными
людям зверей, птиц, пресмыкающихся и рыб, дал в пищу людям растения и
животных и дал землю во владение, как Адаму и Еве.
«да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и весь скот
земной, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские:
в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как
зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя,
взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет
кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан
по образу Божию;(Быт., 9, 2-6)
Ранее уже говорилось о тройственной основе человека, в соответствии с
которой можно говорить о тройственной природе души: животной, растительной
и духовной. В этой связи интересно отметить тройную систему кровообращения
человека: артериальную, венозную и лимфатическую. Также тройственная основа
человека проявляется и в сознании.
Господь говорит: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее
от всякого зверя, …». Эти слова говорят о том, что зверь может убить только
животную душу человека, которую Господь «оживляет» и возвращает Себе.
В отличие от зверя, человек убивает в человеке и животную душу и человеческую,
которую Господь также «взыскивает», то есть воскрешает и забирает. В отличие
от убийства человека зверем, когда к Господу возвращаются все три компоненты
души, в случае убийства человека человеком возвращаются только две, кроме
животной. Смерть человека от руки человека играет очистительную роль для
жертвы, кроме случая самоубийства. Вспомним, что первый убийца человека
– Каин сам погиб от руки человека.
И сказал Бог Ною и сынам его с ним: « Вот, Я поставляю завет
Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая
с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у
вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставлю
завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа,
и не будет уже потопа на опустошение земли. ( Быт. 9, 8-11)
Разрешая после потопа использовать в пищу мясо животных, птиц и рыб,
Бог вводит жесткое ограничение – запрещает употреблять в пищу кровь животных.
Как уже говорилось выше, вся жизнь человека есть история борьбы духовного
и животного начал в человеке, и эта борьба очень часто заканчивается поражением
духа. Разрешая использовать в пищу мясо животных, которое превосходит
по своим питательным свойствам растительную пищу, Бог, тем самым, резко
сокращал время труда, затрачиваемое человеком на производство пищи. У
человека оставалось больше времени для размышлений о Боге, окружающем
мире и о себе. Но если употребление в пищу мяса животных возвышало человека
над животным и давало ему дополнительную свободу, то употребление крови
в пищу укрепляло животные инстинкты в человеке и сближало его с дикими
зверями. Животных, по воле Бога, сотворила земля, и кровь их, как вместилище
души, должна быть возвращена земле.
Новое человечество с новым коллективным сознанием произошло от сыновей
Ноя – Сима, Хама и Иафета. Но грех людей шел вместе с ними, и когда Хам,
посмеялся над отцом, Ной провидевший будущее, проклял Ханаана, сына Хама,
усилив своим проклятием действие Промысла Божьего: «Пусть будет Ханаан
рабом Сима!» Проклясть Хама Ной не мог, потому что на нем было благословение
Божие.
Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет
рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых;
Ханаан же будет рабом ему. (Быт., 9, 26-27)
До сих пор человек был пассивен, только выполнял повеления Господа, иногда
нарушая их. И вот, впервые, Ной, своим пророческим взором проникнув в
будущее и осознав его, произнес слова благословения в отношении Господа!
Эти слова означают, что впервые человек начинает занимать активную позицию
в создании человека. Ной от лица человечества сделал первый шаг к единству
с Господом!
Двинувшись с востока, люди нашли в земле Сеннаар равнину и поселились
там. (Быт., 11, 2)
Так как Эдемский сад располагался на востоке, то в результате изгнания
люди двигались с востока, уходя все дальше и дальше от Бога. И обратно,
движение на восток означает духовное движение к Богу, путь возвращения.
Сим, Хам и Иафет стали отцами множества сыновей, от которых произошли
разные народы и на земле был один язык и одно наречие. Здесь словами «один
язык и одно наречие» обозначено, прежде всего, то, что люди имели одно
духовное состояние, сущностью которого было стремление не праведностью
приблизиться к Богу, а просто возвыситься над землей и приблизиться к
небесам, месту обитания Бога. Новое коллективное сознание находилось в
«детском» возрасте, и духовное единство людей питалось, по-видимому, памятью
о допотопной истории, когда жили на земле исполины, «это сильные, издревле
славные люди». И сказали люди:
Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе
имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли. (Быт. 11,4)
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
И сказал Господь: «Вот, один народ и один у всех язык; и вот что начали
они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же
и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. (Быт. 11,
5-7)
Что же так огорчило Господа? После потопа прошло не так уж много времени,
но какие цели ставят себе люди, едва начав возрождаться?
а) построить город и не рассеиваться по всей земле – вопреки воле Бога:
«Заполни землю своим народом»;
б) построить башню, высотою до небес и прославиться этим, прославиться
дерзким вызовом Богу.
Из Писания видно, что в это время у всех людей еще сохраняется представление
о Едином Боге, причем, несмотря на потоп, это представление не о страшном
Боге, который так жестоко наказал людей за грехи их, а о Боге Милосердном,
к Которому они, как дети, стараются вернуться, но стараются вернуться
вопреки Его повелениям. Вавилон был первой сознательной попыткой человечества
на уровне коллективного сознания противостоять Богу.
Слова: «И сошел Господь посмотреть …» означают, что на короткое время
Господь усилил связь с человеческим сознанием, проявился в человечестве
в большей мере, чтобы более отчетливо высветились все человеческие помыслы
и стали ясными мотивы, которыми руководствовалось человечество при постройке
города и башни. Каждому духовному состоянию, в которое попадает человечество,
соответствует определенная степень связи Господа с человеческим сознанием.
И увидел Господь, что дальнейшее промедление только утвердит людей на
своем пути.
Ясно, что выполнение людьми своих планов только привело бы их к еще большему
противостоянию воле Божьей, поэтому Господь пресекает все это в самом
начале: смешивает языки и рассеивает людей по земле. Смешение языков означает
еще и то, что Господь уничтожил духовное единство людей, что было основой
их сопротивления Богу, и они стали чужими друг другу и рассеялись. Вавилонское
рассеяние является четвертой мировой духовной катастрофой. Человечество
прошло длительный исторический путь, и весь этот путь есть путь духовных
потерь. Начиная с единства всего живого с Богом, после творения, человечество
после Вавилона теряет даже единый язык, не говоря уже о духовном единстве.
Человечество после Вавилонского рассеяния, потеряв духовное единство,
которое поддерживалось близостью к Богу, потеряло вскоре и представление
о Едином Боге, и стали развиваться языческие культы. История христианства
показывает, что духовное единство людей намного сильнее всяких языковых
различий. Но смешение языков имело и свою положительную сторону, так как
на смену неосознанному единому противостоянию Богу, пришли языческие культы,
которые являлись гораздо меньшим злом.
Обратим внимание на то, что Господь, сотворив землю и все живое за шесть
дней, седьмой день сделал днем отдыха, благословил и освятил его. Далее
семеричная система летоисчисления стала основой религиозной жизни иудеев.
Рассматривая родословную людей от Адама, мы видим, что периодичность в
семь поколений играет огромную роль в истории человечества. Так как седьмой
день благословен и освящен у Господа, то следует ожидать, что в каждом
седьмом поколении будет рождаться человек, в жизни которого это благословение
будет проявляться наиболее ярко, и наоборот, если на роду лежит проклятие,
то в каждом седьмом поколении это проклятие будет проявляться с наибольшей
силой. Рассматривая линию Адама – Сифа, видим, что первую семерку заканчивает
Енох – праведник, которого Господь взял живым на небеса. Следующую семерку
заканчивает Евер – родоначальник евреев. Но каждый человек, родившийся
в любом поколении, своими делами может стать благословенным у Господа,
как это было, например, с Ноем. Ной родился в семнадцатом поколении после
Адама, то есть в третьей семерке в третьем поколении. В третий день Господь
создал сушу, моря и произрастил на земле траву, злаки и фруктовые деревья,
приносившие плоды с семенами. Так и Ной, ведя праведную жизнь, стал огромным
плодоносным деревом, от которого произошло новое человечество.
По линии Адама – Каина, по которой шло проклятие, седьмое поколение заканчивает
Ламех, судьба которого также связана с двумя смертями. Если поколения
соотносить по дням творения, то первому дню соответствует свет и тьма,
и следовательно, люди вольны выбирать между двумя дорогами: жить в истине,
нести истину людям или жить во тьме, и даже погружать человечество во
тьму.
|